Чип-тюнинг: ответы на все вопросы
Чип-тюнинг — это способ улучшить характеристики двигателя через изменение его программы управления. Проще говоря, замена прошивки мотора — как вы делаете это в своём смартфоне, чтобы получить расширенный функционал. При широком толковании этого термина к чип-тюнингу двигателя можно отнести как установку дополнительных электронных модулей (субкомпьютеров, «обманок»), так и замену штатного блока управления на универсальный тюнинговый и его настройку, а равно и установку специального предназначенного для конкретной модели «мозга» от стороннего производителя.
Чип-тюнинг — это способ улучшить характеристики двигателя через изменение его программы управления. Проще говоря, замена прошивки мотора — как вы делаете это в своём смартфоне, чтобы получить расширенный функционал. При широком толковании этого термина к чип-тюнингу двигателя можно отнести как установку дополнительных электронных модулей (субкомпьютеров, «обманок»), так и замену штатного блока управления на универсальный тюнинговый и его настройку, а равно и установку специального предназначенного для конкретной модели «мозга» от стороннего производителя. Но массовый чип-тюнинг подразумевает, в основном, манипуляции с программой штатного блока, поэтому все вопросы и ответы будут касаться именно такого вмешательства в конструкцию автомобиля.
Основные цели чип-тюнинга таковы:
- Увеличение мощности и эластичности. Тяговые характеристики двигателя бывают занижены производителем относительно конструктивного потенциала в целях соответствия экологическим нормам, для увеличения ресурса, из маркетинговых соображений (дефорсирование агрегата для младших моделей и модификаций), а также встречаются случаи просто неидеально отшлифованных производителем программ управления двигателем, которые относят к так называемым «детским болезням» автомобилей.
- Улучшение экономичности. Удачный результат чип-тюнинга автоматически не только поднимает мощность и крутящий момент, но и немного снижает расход топлива при обычной езде. Такой эффект достигается за счёт того, что более отзывчивый двигатель даёт возможность ездить в диапазоне более низких оборотов.
- Коррекция под используемый тип топлива. Например, это может быть адаптация высокофорсированного спортивного двигателя под 95 бензин вместо 98 или перенастройка мотора для работы на газе.
- Установка наддува или нестандартных деталей двигателя. Когда речь заходит о тюнинге силового агрегата, перепрошивка необходима практически всегда — для эффективной или как минимум безопасной работы новой конфигурации. Например, некоторые двигатели могут работать неправильно даже при установке прямоточной выпускной системы, а вмешательство в систему газораспределения почти всегда требует коррекции программы управления.
- Снятие различных программных ограничений — например, лимитатора максимальной скорости.
Впрочем, у подавляющего большинства решившихся на чип-тюнинг побуждение самое простое — чтоб «поехала», причём необязательно намного быстрее. Зачастую наиболее чувствительной прибавкой становится улучшившаяся отзывчивость на педаль газа и более ровная тяга по всему диапазону оборотов — именно это и даёт ощущение лучшей динамики при городской езде.
Какие автомобили подходят для чип-тюнинга и какой ожидать прибавки?
Формально — любые, имеющие электронное управление двигателем. Поэтому ничто не мешает «чиповать» даже мотоциклы. На деле всё немного сложнее, так как «мозги» некоторых автомобилей (в основном, выпущенных до 2000 года) не поддаются относительно простому перепрограммированию, у других же блоки управления надёжно защищены от внешнего вмешательства. Чтобы понять, возможен ли чип-тюнинг вашего автомобиля, просто поищите примеры в интернете и опросите несколько авторитетных сервисных центров, специализирующихся на оказании данной услуги. При этом отрицательный ответ не всегда означает полную невозможность замены прошивки вашего двигателя — в таких случаях ответы обычно лежат в глубине форумов энтузиастов тюнинга.
По типам двигателя ситуация с прибавкой мощности и крутящего момента такова:
- Атмосферные — в среднем до 10%, обычно 3-5%. Результат также зависит от того, какая цель преследуется: «отжать» из мотора максимум мощности, улучшить экономичность или же получить нечто среднее. Кроме того, важно, насколько тщательно сам производитель «вылизал» программу управления двигателем, а также адаптировал её под конкретный рынок. В том числе поэтому изменение программ управления двигателей дешёвых автомобилей даёт несколько больший эффект, чем работа с безнаддувными агрегатами автомобилей среднего класса и премиум-сегмента. Безнаддувные дизели встречаются редко и отличаются малой изначальной мощностью, поэтому о чип-тюнинге атмосферного дизеля говорить большого смысла нет.
- Наддувные — в среднем до 25-30%. Сильным увеличением давления наддува можно получить и больше, но ограничителем обычно выступает конфигурация стандартной турбины, нормально работающей до определённого порога давления, а также прочность заводской цилиндро-поршневой группы. Ввиду большей степени форсировки, чем в случае с атмосферными моторами, критичнее становится и качество топлива: бензиновые моторы зачастую переводят с 95 на 98 бензин, а дизели становятся ещё привередливее к качеству «солярки».
В случае использования типовой тюнинговой прошивки сервисмены, как правило, готовы пообещать конкретные значения мощности и крутящего момента, на которые можно рассчитывать после процедуры. При отладке индивидуальной программы управления опытные настройщики обычно осторожнее в своих прогнозах. Так или иначе, результат доработок можно проверить на мощностном стенде — такая процедура стоит около 3 тысяч рублей. Но чтобы действительно оценить эффективность чип-тюнинга, придётся заехать на «силомер» дважды — до и после прошивки. Более дешёвый и менее точный способ — использовать специальные устройства для измерения динамики автомобиля, некоторые из которых способны рассчитывать мощность.
Что касается уменьшения расхода топлива, то на слова мастеров внимания можно не обращать — этот показатель очень сильно зависит от стиля езды. Знайте одно: увеличение расхода топлива при езде в спокойном режиме — это результат некачественно выполненного чип-тюнинга.
Как оно работает?
Компоненты и системы современных двигателей управляются электронно, посредством сигналов из «мозга». Именно он опрашивает многочисленные датчики (температуры, давления, положения и прочие) и в результате анализа данных посылает команды участвующим в смесеобразовании и воспламенении узлам и механизмам. Перепрошитый «мозг» двигателя может не замечать отдельные виды данных или реагировать на них иначе, в результате чего меняется состав смеси, угол опережения зажигания, сдвигаются моменты «отсечек» и другие параметры работы мотора. Задача инженера, выполняющего чип-тюнинг, — играя параметрами, добиться поставленной клиентом цели и при этом оставить мотор в добром здравии.
Можно выделить различные варианты действий специалистов по чип-тюнингу, но большинство обращений к ним укладывается в два нижеприведённых варианта:
Заливка готовой универсальной прошивки для конкретной модели двигателя и автомобиля. Более доступный и менее гибкий вариант. Подходит для недоработанных стандартных двигателей массовых автомобилей. Прошивки могут иметь оригинальную заводскую природу (например, от более старшей в линейке модификации этой же модели) или быть созданы независимыми разработчиками.
Написание, заливка и корректировка индивидуальной программы под конкретный автомобиль с конкретной конфигурацией «железа» или под конкретные нужды заказчика. Как правило, за основу берётся стандартный «софт», над которым колдует настройщик. В ходе первого этапа он на основе различных данных осуществляет первичную корректировку, а в ходе дорожных или стендовых испытаний окончательно отшлифовывает программу.
Снимается ли «прошитый» автомобиль с гарантии производителя?
В большинстве случаев ответ на этот вопрос положительный, а уточнения следует искать в гарантийной документации на ваш автомобиль. Однако перед визитами к дилеру (например, на регламентное техобслуживание) осторожные владельцы каждый раз меняют модифицированное программное обеспечение на стандартное. Правда, перед этим стоит удостовериться, что такая операция возможна без риска быть замеченным сервисменами. Кроме того, в некоторых автомобилях невозможно сменить прошивку, не вытащив и не разобрав блок управления. Если этот узел опечатан или сделан неразборным, то скрыть следы «преступления» в случае подозрений будет очень сложно.
Есть и ещё два способа «прочиповать» двигатель и остаться на гарантии. Первый заключается в использовании сторонних субкомпьютеров-обманок (подробнее о них — в главе «Чип-тюнинг своими руками»), которые не нарушают целостность проводки и стандартного программного обеспечения и имеют быстросъёмную конструкцию. А самый простой способ сохранить гарантию — это воспользоваться предложением по чип-тюнингу от официального дилера марки. Подробнее об этом — в главе «Сколько это стоит».
Опасно ли это и можно ли вернуть всё обратно?
Второй по распространённости вопрос о чип-тюнинге после «а сколько лошадок добавится?» — это ресурс приободрённого новой прошивкой двигателя. Иногда, когда тюнеры исправляют грубые ошибки заводской программы или адаптируют капризный мотор под местное топливо, износостойкость агрегата действительно увеличивается. Однако чип-тюнинг делается всё же не ради увеличения ресурса, поэтому хорошо, если в результате он не уменьшится или хотя бы упадёт незначительно. Конкретную величину в процентах или тысячах километров вам никто не назовёт, особенно если мотор не новый и состояние его неизвестно. Но нужно понимать следующее. Ресурс двигателя с умеренно увеличенной мощностью не упадёт только в том случае, если это сделано грамотно с технической точки зрения, и если водитель не начинает сразу пользоваться прибавкой по поводу и без повода, загоняя стрелку тахометра поближе к красной зоне.
Перед осуществлением вмешательства в «мозги» мотора обязательно поинтересуйтесь возможностью безболезненно «откатить» прошивку к заводской версии. Кроме того, важно, чтобы перед закачкой новой прошивки мастер просканировал двигатель на предмет наличия ошибок, которые могут быть вызваны неработоспособностью датчиков или отдельных агрегатов. Нужно убедиться, что новая прошивка будет управлять исправным мотором, на который и рассчитана, и не усугубит какие-либо имеющиеся проблемы. Требовать с чип-тюнеров гарантийных обязательств — занятие неблагодарное, поэтому лучшей гарантией станет репутация установщика. Изучайте форумы, отзывы по чип-тюнингу, а также техническую сторону вопроса, чтобы вовремя отказаться от неверного решения.
Сколько стоит чип-тюнинг?
Вариантов, где сделать чип-тюнинг автомобил, масса — от частников до официальных дилеров и даже самостоятельно. При выборе необходимо анализировать доступную техническую информацию, отзывы клиентов и репутацию тюнеров. Кстати, многие из них при недовольстве заказчика результатом предлагают вернуть деньги вместе со стандартной прошивкой или оформляют это в виде своеобразного тест-драйва. И если вы хотите убедиться, что деньги потрачены не зря и машина действительно стала быстрее, необходимо дважды посетить стенд замера мощности — до и после процедуры. Классифицировать всех доступных настройщиков можно следующим образом.
- Мастера-одиночки. Услуги народных умельцев, о которых сарафанное радио трубит по всем форумам, востребованы, в основном, в отношении недорогих автомобилей. Как правило, такие машины оснащены простенькими и хорошо известными среди «кулибиных» атмосферниками, а решения отточены годами. Много с такого мотора не получить, но если мастер хотя бы не навредил и обеспечил владельцу подопытного автомобиля эффект плацебо — уже хорошо. Тем более, что и стоят такие услуги недорого, буквально от пары тысяч рублей. При выборе специалиста стоит ориентироваться на проверенных мастеров, о работе которых существует большое количество отзывов реальных людей. Такие мастера дорожат репутацией, не экспериментируют и не учатся на машинах клиентов.
- Специализированные сервисы. Такие компании могут устанавливать как прошивки собственного производства, так и программы известных и авторитетных в мире тюнинга брендов. Как и в случае с предыдущей категорией установщиков, практически никаких гарантий от таких мастеров добиться не получится, но если компания является официальным дилером известной фирмы-разработчика, то это служит дополнительным поводом для обращения именно к ней. Подобные сервисы обычно занимаются всеми видами автомобилей, но встречаются специализирующиеся на отдельных марках или классах машин. Стоимость перепрошивки автомобиля в специализированном сервисе обычно варьируется в пределах 10-25 тысяч рублей.
- Официальные дилеры. В последнее время всё большее количество дилеров готово предлагать своим клиентам чип-тюнинг в числе услуг по доработке автомобилей. Дилеры устанавливают либо софт собственной разработки, либо стандартные прошивки от модели с более мощной версией идентичного двигателя, либо программы от сторонних разработчиков, в том числе имеющих статус придворных тюнинг-ателье производителя. Главным плюсом осуществления чип-тюнинга у дилера видится сохранение гарантии при обслуживании у этого дилера (все прочие дилеры марки при этом имеют право отказать в гарантии), но и стоит такая услуга соответственно: от 25 до 70 тысяч рублей, в зависимости от автомобиля. При этом необходимо обращать особое внимание на документальное оформление гарантийных обязательств и работ по перепрошивке — зачастую дилеры стараются не фиксировать подобную деятельность на бумаге и маскируют её за формулировками вроде диагностических работ. В суде с такими аргументами придётся непросто.
Чип-тюнинг своими руками
Чип-тюнинг своими руками вполне возможен, но нужно понимать главное: за все свои действия с начинкой автомобиля в таком случае отвечаете только вы. Есть два основных варианта: освоить специальность чип-тюнера или же довериться разработчикам «чудо-коробочек», обещающих лёгкую установку и все блага классического тюнинга.
- В первом случае будьте готовы глубоко разобраться в вопросе и потратить некоторое количество денег на оборудование. В зависимости от модели подопытного автомобиля вам могут понадобиться различные кабели, разъёмы, сканеры, программаторы, адаптеры, диагностические приборы и прочие специфические устройства. Также будьте готовы к поиску в интернете различных версий прошивок и экспериментам с их установкой и тестированием. Этот способ подходит скорее тем, кто желает не сэкономить немного денег на и без того недорогой услуге (хорошая игра слов chip-cheap, кстати), а желает сделать это занятие своим хобби и разобраться в принципах работы двигателя автомобиля. Почти наверняка выбор этого пути потребует больше денег и времени, чем обращение к сторонним специалистам.
- К отдельным внешним устройствам, подключаемым к проводке автомобиля в дополнение к штатному «мозгу», нужно относиться особенно настороженно! Мы не берёмся утверждать, что принцип их действия абсолютно одинаков у всех. Но, как правило, речь идёт о подмене показателей с различных датчиков двигателя, что заставляет стандартный блок управления выдавать некорректные сигналы. Это, по замыслу создателей этих коробочек, и увеличит тяговые характеристики мотора. Утверждение более чем сомнительно, к тому же здоровье двигателя в результате подобного вмешательства может подвергаться серьёзной опасности вследствие дисбаланса управляющих сигналов. К этой же категории решений относятся и программы, изменяющие в автоматическом режиме скаченные на компьютер штатные программы автомобилей. Пожалуй, это самый ненадёжный и потенциально опасный вариант чип-тюнинга.
Как увеличить эффективность чип-тюнинга?
Так как чип-тюнинг увеличивает отдачу двигателя, то, соответственно, агрегат начинает потреблять больше воздуха и производить больше выхлопных газов. Минимально облегчив мотору «вдох-выдох», мы получим более эффективную его работу на «злой» прошивке. Более глубокие, чем приведённые ниже доработки и улучшения относятся к серьёзному тюнингу и поэтому нами не рассматриваются. При описанных доработках автомобиля возможно увеличение уровня шума и токсичности выхлопных газов, поэтому стоит ответственно подходить к подобному тюнингу. В данной статье мы опустим морально-этические соображения, сосредоточившись лишь на технических возможностях.
Впуск. Главным ограничителем на входе в мотор служит воздушный фильтр, и для облегчения «вдоха» достаточно заменить стандартную деталь на фильтр пониженного сопротивления или, как его называют в народе, «нулевик». Нужно понимать, что такая операция может привести к худшей очистке потребляемого мотором воздуха. То есть эксплуатировать такой автомобиль в очень пыльных условиях нельзя. Лучшим выбором для стандартного двигателя станет «нулевик» в штатное место, выпускаемый одной из известных в мире тюнинга и автоспорта компаний.
- Выпуск. Чем «прямее» путь выхлопных газов на волю, тем лучше крутится двигатель, ведь ему не нужно проталкивать выхлоп через различные препятствия в выпускной системе. Облегчить «выдох» мотора можно посредством установки прямоточного выпускного тракта с увеличенным сечением и удаления каталитического конвертера-нейтрализатора (называемого в народе «катализатором») у бензинового двигателя и сажевого фильтра у дизельного. Но нужно понимать, что радикальные решения приведут к увеличению пахучести и громкости автомобиля, а также появлению проблем с соседями, ГИБДД и станциями техосмотра. Поэтому «кат» можно заменить на «спортивный» или просто новый взамен спёкшегося старого, а в модной выпускной системе как минимум использовать шумовую затычку-«флейту» или специальный управляемый из салона поворотный клапан.
Источник: auto.mail.ru
Если представленный материал принес Вам пользу - поделитесь ссылкой в своих социальных сетях.
Будем Вам бесконечно благодарны.